· | 08.12.2023 | Выпуск Electron 28.0, платформы создания приложений на базе движка Chromium (45 –5) |
Опубликован релиз платформы Electron 28.0.0, которая предоставляет самодостаточный фреймворк для разработки многоплатформенных пользовательских приложений, использующий в качестве основы компоненты Chromium, V8 и Node.js. Значительное изменение номера версии связано с обновлением до кодовой базы Chromium 120, платформы Node.js 18.18.2 и JavaScript-движка V8 12.0.
Среди изменений в новом выпуске:
Платформа Electron позволяет создавать любые графические приложения с использованием браузерных технологий, логика работы которых определяется на JavaScript, HTML и CSS, а функциональность может быть расширена через систему дополнений. Разработчикам доступны модули Node.js, а также расширенный API для формирования нативных диалогов, интеграции приложений, создания контекстных меню, интеграции с системой вывода уведомлений, манипуляции окнами, взаимодействия с подсистемами Chromium. В отличие от web-приложений, программы на базе Electron поставляются в виде самодостаточных исполняемых файлов, не привязанных к браузеру. При этом разработчику не нужно заботиться о портировании приложения для различных платформ, Electron обеспечит возможность сборки для всех систем, поддерживаемых в Chromium. Electron также предоставляет средства для организации автоматической доставки и установки обновлений (обновления можно доставлять как с отдельного сервера, так и напрямую с GitHub). Из программ, построенных на базе платформы Electron можно отметить редакторы Atom и Visual Studio Code, почтовый клиент Mailspring, инструментарий для работы с Git GitKraken, систему ведения блогов WordPress Desktop, BitTorrent-клиент WebTorrent Desktop, а также официальные клиенты к таким сервисам, как Skype, Signal, Slack, Basecamp, Twitch, Ghost, Wire, Wrike и Discord. Всего в каталоге программ Electron представлено 756 приложений. Для упрощения разработки новых приложений подготовлен набор типовых демонстрационных приложений, включающих примеры кода для решения различных задач.
| ||
Обсуждение (45 –5) |
Тип: Программы |
| ||
· | 07.12.2023 | Выпуск атомарно обновляемого дистрибутива Endless OS 5.1 (49 +1) |
После десяти месяцев разработки Представлен выпуск дистрибутива Endless OS 5.1, нацеленного на создание простой в работе системы, в которой можно быстро подобрать приложения на свой вкус. Приложения распространяются в виде самодостаточных пакетов в формате Flatpak. Размер предлагаемых загрузочных образов составляет от 1.1 до 18 ГБ.
Дистрибутив не использует традиционные пакетные менеджеры, вместо которых предлагается минимальная атомарно обновляемая базовая система, работающая в режиме только для чтения и формируемая при помощи инструментария OSTree (системный образ атомарно обновляется из Git-подобного хранилища). Идентичные с Endless OS идеи в последнее время пытаются повторить разработчики Fedora в рамках проекта Silverblue по созданию атомарно обновляемого варианта Fedora Workstation, а также создатели Vanilla OS, tau-OS и Pop!_OS. Инсталлятор и система обновления Endless OS, используются в GNOME OS. Endless OS относится к числу дистрибутивов, продвигающих инновации среди пользовательских Linux-систем. Рабочее окружение в Endless OS основано на значительно переработанном форке GNOME. При этом разработчики Endless активно участвуют в разработке upstream-проектов и передают им свои наработки. Например, в выпуске GTK+ 3.22 около 9.8% всех изменений было подготовлено разработчиками Endless, а курирующая проект компания Endless Mobile входит в надзорный совет GNOME Foundation, наряду с FSF, Debian, Google, Linux Foundation, Red Hat и SUSE. ![]()
| ||
Обсуждение (49 +1) |
Тип: Программы |
| ||
· | 07.12.2023 | Релиз минималистичного дистрибутива Alpine Linux 3.19 (37 +6) |
Доступен релиз Alpine Linux 3.19, минималистичного дистрибутива, построенного на базе системной библиотеки Musl и набора утилит BusyBox. Дистрибутив отличается повышенными требованиями к обеспечению безопасности и собран с защитой SSP (Stack Smashing Protection). В качестве системы инициализации используется OpenRC, для управления пакетами применяется собственный пакетный менеджер apk. Alpine применяется для формирования официальных образов контейнеров Docker и используется в проекте PostmarketOS. Загрузочные iso-образы (x86_64, x86, armhf, aarch64, armv7, ppc64le, s390x) подготовлены в шести вариантах: стандартном (207 МБ), с ядром без патчей (204 МБ), расширенном (957 МБ), для виртуальных машин (60 MB) и для гипервизора Xen (239 МБ).
| ||
Обсуждение (37 +6) |
Тип: Программы |
| ||
· | 06.12.2023 | В Fedora 40 намечена реализация второй стадии внедрения универсальных образов ядра (182 –1) |
В выпуске Fedora Linux 40 планируют реализовать вторую стадию перехода на модернизированный процесс загрузки, предложенный Леннартом Поттерингом. Отличия от классической загрузки сводятся к использованию вместо образа initrd, формируемого на локальной системе при установке пакета с ядром, унифицированного образа ядра UKI (Unified Kernel Image), генерируемого в инфраструктуре дистрибутива и заверенного цифровой подписью дистрибутива. Предложение пока не рассмотрено комитетом FESCo (Fedora Engineering Steering Committee), отвечающим за техническую часть разработки дистрибутива Fedora.
Образ UKI объединяет в одном файле обработчик для загрузки ядра из UEFI (UEFI boot stub), образ ядра Linux и загружаемое в память системное окружение initrd. При вызове образа UKI из UEFI предоставляется возможность проверки целостности и достоверности по цифровой подписи не только ядра, но и содержимого initrd, проверка достоверности которого важна, так как в данном окружении осуществляется извлечение ключей для расшифровки корневой ФС. Первая стадия внедрения UKI была выполнена в Fedora Linux 38 и привела к добавлению поддержки UKI в загрузчик, реализации инструментария для установки и обновления UKI, а также формированию экспериментального образа UKI для загрузки виртуальных машин с ограниченным набором компонентов и драйверов. На второй стадии намерены добавить возможность прямой загрузки UKI из UEFI-модуля shim.efi без привлечения отдельного загрузчика (grub, sd-boot), реализовать возможность использования UKI на системах с архитектурой Aarch64 и подготовить вариант UKI-образа для облачных окружений и защищённых виртуальных машин.
| ||
Обсуждение (182 –1) |
Тип: Обобщение |
| ||
· | 05.12.2023 | Компания Mozilla опубликовала финансовый отчёт за 2022 год (87 +12) |
Компания Mozilla опубликовала финансовый отчет за 2022 год. В 2022 году доходы Mozilla сократились на 7 млн долларов и составили 593 млн долларов. Для сравнения, в 2021 году компания Mozilla заработала 600 млн долларов, в 2020 году - 496 млн, в 2019 году - 828 млн, в 2018 году - 450 млн, в 2017 - 562 млн , в 2016 году - 520 млн, в 2015 - 421 млн, в 2014 - 329 млн, в 2013 - 314 млн, 2012 - 311 млн.
510 миллионов из 593 получены благодаря отчислениям за использование поисковых систем (Google, Baidu, DuckDuckGo, Yahoo, Bing, Yandex), сотрудничеству с различными сервисами (Cliqz, Amazon, eBay) и размещению контекстных рекламных блоков на стартовой странице. В 2021 году размер подобных отчислений составил 527 млн, в 2020 - 441 млн, в 2019 - 451 млн, в 2018 - 429 млн, а в 2017 - 539 млн долларов. По неофициальным данным, около 400 млн долларов в год приносит сделка с компанией Google о передаче поискового трафика. К категории "Иные доходы" отнесено 352 тысячи долларов (в 2021 году - 451 тысяча). Для сравнения, в 2019 году подобная графа доходов принесла Mozilla 338 млн долларов, присуждённых в ходе судебного разбирательства с компанией Yahoo. Объём средств, вложенных в инвестиции, в 2022 году составил 631 млн долларов, а доход от инвестиций - 9.4 млн долларов (в 2021 году 651 млн и 5.7 млн, в 2020 году - 577 млн и 9.1 млн). Доход от подписных сервисов и рекламы в 2022 году составил 75 млн долларов (в 2021 году 56 млн). Пожертвования составили 9.3 млн долларов (в 2021 году было получено 7.3 млн, а в 2020 - 6.7 млн). Среди затрат доминируют расходы на разработку (220 млн долларов в 2022 году против 199 млн долларов в 2021, 242 млн в 2020 и 303 млн в 2019 году), поддержку сервисов (34 млн долларов в 2022 против 27 млн в 2021, 20.3 млн в 2020 году, 22.4 млн в 2019 и 33.4 млн в 2018), маркетинг (58 млн долларов в 2022 против 30 млн в 2021, 37 млн в 2020, 43 млн в 2019 и 53 млн в 2018) и административные расходы (108 млн долларов в 2021 против 81 млн в 2021, 137 млн в 2020, 124 млн в 2019 и 86 млн в 2018). 5.3 млн долларов потрачено на выплату грантов (в 2021 году - 5.4 млн, в 2020 году - 5.2 млн, в 2019 году - 9.6 млн). Общая сумма затрат составила 425 млн долларов (в 2021 году - 339 млн, в 2020 году 438 млн, в 2019 году 495 млн, в 2018 году - 451 млн, в 2017 году - 421.8 млн, в 2016 году - 360.6 млн, в 2015 году - 337.7 млн, в 2014 - 317.8 млн, в 2013 - 295 млн, в 2012 - 145.4 млн). Размер активов на начало года - 1054 млн долларов, на конец года - 1197 млн долларов.
| ||
Обсуждение (87 +12) |
Тип: К сведению |
| ||
· | 04.12.2023 | В языке системного программирования Hare реализована поддержка OpenBSD (202 +14) |
В состав языка программирования Hare, который преподносится как язык системного программирования, близкий к языку Си, но проще, чем Си, добавлена поддержка операционной системы OpenBSD. OpenBSD стала первой новой платформой, добавленной в Hare с момента публикации проекта в апреле 2022 года (изначально Hare поддерживал только Linux и FreeBSD). Компилятор Hare был портирован для OpenBSD около года назад, но стандартная библиотека до настоящего времени оставалась без поддержки данной платформы.
Основным разработчиком языка Hare и вдохновителем проекта является Дрю ДеВолт (Drew DeVault), автор пользовательского окружения Sway, почтового клиента Aerc, платформы совместной разработки SourceHut и микроядра Helios. В языке Hare применяется ручное управление памятью и статическая система типов, при которой каждой переменной явно должен быть присвоен определённый тип. Язык оптимизирован для решения низкоуровневых задач, таких как разработка операционных систем, компиляторов, сетевых приложений и системных утилит, для которых требуется достижение максимальной производительности и полный контроль над выполнением. Для выполнения приложения прикрепляется минимальный runtime, а для разработки распространяется стандартная библиотека функций, предоставляющая доступ к базовым интерфейсам операционной системы, а также предлагающая функции для работы с типовыми алгоритмами, протоколами и форматами. Из последних разработок на Hare можно отметить инструментарий hare-wayland для разработки приложений, использующих Wayland.
| ||
Обсуждение (202 +14) |
Тип: К сведению |
| ||
· | 04.12.2023 | Энергозатраты на AI-генерацию изображения оказались сопоставимы с зарядкой смартфона (264 +15) |
Группа исследователей из компании Hugging Face и Университета Карнеги-Меллона опубликовала результаты анализа энергопотребления при выполнении различных моделей машинного обучения. Наиболее энергозатратными оказались модели машинного обучения, обеспечивающие генерацию изображений, а наименее затратными - классификации текста. Средние показатели энергопотребления моделей генерации изображений примерно в 1500 раз выше, чем классификации текста, и в 60 раз выше генерации текста.
Например, выполнение 1000 итераций наиболее энергозатратной модели генерации изображений потребовало 11.49 kWh энергии, что соответствует 950 зарядам аккумулятора смартфона, т.е. одна генерация изображения по энергопотреблению соответствует примерно одной средней ежедневной зарядке смартфона (0.012 kWh). Потребление наиболее энергоэффективной модели генерации изображений составило 1.35 kWh на 1000 итераций, что в 8 раз лучше наименее эффективной модели. Тем не менее, эти показатели значительно выше, чем у других видов моделей, например 1000 итераций наиболее эффективной модели генерации текста потребляет 0.042 kWh, классификации изображений - 0.0068 kWh, классификации текста - 0.0023 kWh. ![]()
| ||
Обсуждение (264 +15) |
Тип: Тема для размышления |
| ||
· | 04.12.2023 | Arch Linux перешёл на использование GitLab для отслеживания ошибок (70 +7) |
Разработчики дистрибутива Arch Linux объявили о завершении миграции системы отслеживания ошибок на платформу GitLab и включении на обслуживающем проект сервере GitLab поддержки запросов на слияние (merge request). Модернизация системы отслеживания ошибок стала следующим шагом после перевода инфраструктуры для разработки пакетов с Subversion на Git и GitLab.
Старый интерфейс отслеживания ошибок, основанный на платформе Flyspray, будет через какое-то время отключён, но доступ к старым записям планируют сохранить через размещение статической архивной копии сайта bugs.archlinux.org, в которой записи будут оставаться доступны по старым ссылкам. В сообщения об ошибках, разбиравшиеся в процессе миграции, добавлены финальные комментарии, указывающие на новый адрес обсуждения в GitLab. Кнопки уведомления о проблемах, присутствующие на страницах пакетов, перенаправлены на новую систему. Процесс разбора сообщений о проблемах останется прежним - первичный разбор сообщений осуществляют участники команды Bug Wranglers, после чего проблема перенаправляется для исправления соответствующим сопровождающим.
| ||
Обсуждение (70 +7) |
Тип: К сведению |
| ||
· | 03.12.2023 | Выпуск GNU Mes 0.26, инструментария для самодостаточной сборки дистрибутивов (20 +12) |
Опубликован выпуск инструментария GNU Mes 0.26, обеспечивающего процесс бутстрэппинга (bootstrap) для GCC и позволяющего добиться замкнутого цикла пересборки из исходных текстов.
Инструментарий решает задачу верифицированной начальной сборки компилятора в дистрибутивах, разрывая цепочку цикличной пересборки (для сборки компилятора требуются исполняемые файлы уже собранного компилятора, а бинарные сборки компилятора являются потенциальным источником скрытых закладок, что не позволяет полностью гарантировать целостность сборок из эталонных исходных текстов).
В GNU Mes предлагается самодостаточный (self-hosting) интерпретатор для языка Scheme, написанный на языке Си, и простейший компилятор для языка Си (MesCC), написанный на языке Scheme. Оба компонента взаимособираемы. Scheme-интерпретатор даёт возможность собрать Си-компилятор MesCC, который затем позволяет собрать урезанную версию компилятора TinyCC (tcc), возможностей которого уже достаточно для сборки GCC. Интерпретатор языка Scheme очень компактный, занимает около 5000 строк кода на простейшем подмножестве языка Си и может быть преобразован в исполняемый файл с использованием универсального транслятора M2-Planet или простейшего Си-компилятора, собранного с использованием самособираемого ассемблера hex0, не требующего внешних зависимостей. При этом интерпретатор включает полноценный сборщик мусора и предоставляет библиотеку загружаемых модулей. Проект также развивает Си-библиотеку Mes C, которой достаточно для сборки glibc 2.2.5, binutils 2.20.1 и gcc 2.95.3, необходимых для развёртывания дистрибутива Guix для платформ i686-linux, x86_64-linux, armhf-linux и aarch64-linux, используя только исходные тексты (Full Source Bootstrap). В новом выпуске добавлена поддержка модулей, полностью совместимых с Guile, и предоставлена возможности запуска Gash и Gash-Utils. Осуществлён переход с assert на использование исключений. Добавлена поддержка регулярных выражений. Реализованы девять новых модулей (ftw, i18n, receive, regex, io ports, bytevectors, srfi-2, srfi-11 и srfi-37). Добавлено 46 новых функций, среди которых chdir, clone-port, closedir, concatenate, drop, environ, execle, mkdir, opendir, partition, pipe, readdir, reduce, rmdir, seek, span, sleep, umask, uname и utimes. В следующих выпусках ожидается поддержка бутстрэппинга NixOS только из исходных текстов, возможность бутстрэппинга gcc 4.6.4, а также поддержка полной сборки всей системы из исходных текстов в Linux-окружениях на базе архитектур armhf и riscv64.
| ||
Обсуждение (20 +12) |
Тип: Программы |
| ||
· | 03.12.2023 | Опубликована мультимедийная библиотека LDL, оптимизированная для маломощных систем (134 +28) |
Доступен первый выпуск мультимедийной библиотеки LDL (Little DirectMedia Layer), разработанной с расчётом на возможность работы на устаревшем оборудовании. Библиотека предоставляет простой кроссплатформенный API для работы с 2D-графикой, управления окнами и событиями ОС, пригодный для разработки простых игр и мультимедийных приложений. На практике библиотека уже используется при разработке альтернативного открытого игрового движка для игры Arcanum. Код проекта написан на языке С++ 98 и распространяется под лицензией BSL 1.0 (Boost Software License).
Автор уделяет большое внимание оптимизации библиотеки для устаревших платформ и созданию единого переносимого С++ API, который можно использовать в различных операционных системах (дополнительно предоставляется API для программ на языке Си). В текущем виде поддерживается работа в Linux (Debian 3+) и Windows (Windows 95+). Доступна поддержка рендеринга на GPU с использованием OpenGL 1.2 и OpenGL 3.0, а также программного рендеринга силами CPU. Метод отрисовки может меняться динамически во время работы приложения. В Linux поддерживается XLib, но в разработке находится и поддержка протокола Wayland. Предоставляются функции для работы со звуком. Поддерживается загрузка различных форматов изображений (bmp, png, tga, jpg). В будущем планируется добавить поддержку отрисовки при помощи Direct3D 9/10/11, потоковое воспроизведение звука, вывод текста с использованием библиотеки Freetype, API для работы с потоками и сетью. В планах также портирование на платформы Android, iOS и macOS. ![]() ![]()
| ||
· | 02.12.2023 | Выпуск дистрибутива 4MLinux 44.0 (34 +5) |
Представлен выпуск 4MLinux 44.0, минималистичного пользовательского дистрибутива, не являющегося ответвлением от других проектов и использующего графическое окружение на базе JWM. 4MLinux может использоваться не только в качестве Live-окружения для воспроизведения мультимедийных файлов и решения пользовательских задач, но и в роли системы для восстановления после сбоев и платформы для запуска серверов LAMP (Linux, Apache, MariaDB и PHP). Для загрузки подготовлены три live-образа (x86_64) с графическим окружением (1.3 ГБ), подборкой программ для серверных систем (1.3 ГБ) и урезанным окружением (14 МБ).
В новой версии:
![]()
| ||
Обсуждение (34 +5) |
Тип: Программы |
| ||
· | 02.12.2023 | Доступна интегрированная среда разработки Apache NetBeans 20 (50 +13) |
Представлен выпуск интегрированной среды разработки Apache NetBeans 20, которая предоставляет поддержку языков программирования Java SE, Java EE, PHP, C/C++, JavaScript, Rust и Groovy. Готовые сборки сформированы для Linux (snap, flatpak), Windows и macOS.
Среди предложенных изменений:
![]()
| ||
Обсуждение (50 +13) |
Тип: Программы |
| ||
· | 02.12.2023 | Выпуск свободной стратегической игры Warzone 2100 4.4.2 (48 +15) |
Опубликован релиз стратегической (RTS) игры Warzone 2100 4.4.2, сформированный для стабилизации ветки 4.4. Игра изначально разработана компанией Pumpkin Studios и выпущена на рынок в 1999 году. В 2004 году исходные тексты были открыты под лицензией GPLv2 и развитие игры продолжилось силами сообщества. Поддерживается как одиночная игра против ботов, так и проведение сетевых игр. Пакеты подготовлены для Ubuntu, Windows и macOS.
Ветка 4.4 отличается двумя новыми режимами рендера грунта: классический (оригинальный стиль из первых версий) и высококачественный (текстуры грунта с нормалями). Cильно улучшен рендер теней, обновлены модели и увеличена производительность. Для мультиплеера добавлены "быстрые сообщения" и меню выбора командной стратегии. По просьбам сообщества изменён баланс многопользовательской игры. ![]()
| ||
· | 01.12.2023 | Обновление Repixture 3.11.0, игры на движке Minetest (48 +7) |
Вышла новая версия Repixture 3.11.0, намеренно упрощённой игры на выживание в песочнице, построенной на движке Minetest. Основными элементами игры являются сельское хозяйство, животные и монстры, деревни и жители, достижения. Игра использует свою оригинальную систему крафта. Код проекта написан на Lua и распространяется под лицензией LGPL-2.1.
В новой версии добавлен API rp_music, выполнена замена некоторых музыкальных треков, обновлён перевод на русский язык. Кроме того, в разработке находится новый API мобов, который должен заменить Mobs Redo. На данный момент реализованы такие функции как разведение, звуки, анимация и др. Разработка API ведётся в отдельной ветке "mobs_new2". ![]() ![]() ![]()
| ||
· | 01.12.2023 | Выпуск мобильной платформы /e/OS 1.17, развиваемой создателем Mandrake Linux (57 +9) |
Представлен выпуск мобильной платформы /e/OS 1.17, нацеленной на сохранение конфиденциальности пользовательских данных. Платформа основана Гаэлем Дювалем (Gaël Duval), создателем дистрибутива Mandrake Linux. Проект предоставляет прошивки для многих популярных моделей смартфонов, а также под брендами Murena One, Murena Fairphone 3+/4 и Murena Teracube 2e предлагает редакции смартфонов OnePlus One, Fairphone 3+/4 и Teracube 2e с предустановленной прошивкой /e/OS. Всего официально поддерживается 246 смартфонов.
Прошивка /e/OS развивается как ответвление от платформы Android (используются наработки LineageOS), избавленное от привязки к сервисам и инфраструктуре Google, что позволяет с одной стороны сохранить совместимость с Android-приложениями и упростить поддержку оборудования, а с другой стороны блокировать передачу телеметрии на серверы Google и обеспечить высокий уровень конфиденциальности. Блокируется и неявная отправка информации, например, обращение к серверам Google при проверке доступности сети, резолвинге DNS и определении точного времени. Для взаимодействия с сервисами Google предустановлен пакет microG, который позволяет обойтись без установки проприетарных компонентов и предлагает вместо сервисов Google независимые аналоги. Например, для определения местоположения по Wi-Fi и базовым станциям (без GPS) задействована прослойка на основе Mozilla Location Service. Вместо поисковой системы Google предлагается собственный метапоисковый сервис на основе форка движка Searx, обеспечивающий анонимность отправляемых запросов. Для синхронизации точного времени вместо Google NTP используется NTP Pool Project, а вместо DNS-серверов Google (8.8.8.8) - DNS-серверы текущего провайдера. В web-браузере по умолчанию включён блокировщик рекламы и скриптов для отслеживания перемещений. Для синхронизации файлов и данных приложений разработан собственный сервис, который может работать c инфраструктурой на базе NextCloud. Серверные компоненты основаны на открытом ПО и доступны для установки на подконтрольных пользователю системах. Интерфейс пользователя существенно переработан и включает собственное окружение для запуска приложений BlissLauncher, улучшенную систему уведомлений, новый экран блокировки и иное стилевое оформление. В BlissLauncher задействован специально разработанный для проекта набор автоматически масштабируемых пиктограмм и подборка виджетов (например, виджет для показа прогноза погоды). Проектом также развивается собственный менеджер аутентификации, позволяющий использовать для всех сервисов единую учётную запись (user@murena.io), регистрируемую в процессе первой установки. Учётную запись можно использовать для получения доступа к своему окружению через Web или на других устройствах. В облаке Murena Cloud бесплатно предоставляется 1ГБ для хранения своих данных, синхронизации приложений и резервных копий. По умолчанию в состав входят такие приложения, как почтовый клиент (K9-mail), web-браузер (Bromite, ответвление от Chromium), программа для работы с камерой (OpenCamera), программа для отправки мгновенных сообщений (qksms), система для ведения заметок (nextcloud-notes), PDF-просмотрщик (PdfViewer), планировщик (opentasks), программа для работы с картами (Magic Earth), галерея фотографий (gallery3d), файловый менеджер (DocumentsUI). ![]() ![]() ![]() Основные изменения в /e/OS 1.17:
| ||
Обсуждение (57 +9) |
Тип: Программы |
| ||
Следующая страница (раньше) >> |
Закладки на сайте Проследить за страницей |
Created 1996-2023 by Maxim Chirkov Добавить, Поддержать, Вебмастеру |