· | 04.12 | Энергозатраты на AI-генерацию изображения оказались сопоставимы с зарядкой смартфона (264 +15) |
Группа исследователей из компании Hugging Face и Университета Карнеги-Меллона опубликовала результаты анализа энергопотребления при выполнении различных моделей машинного обучения. Наиболее энергозатратными оказались модели машинного обучения, обеспечивающие генерацию изображений, а наименее затратными - классификации текста. Средние показатели энергопотребления моделей генерации изображений примерно в 1500 раз выше, чем классификации текста, и в 60 раз выше генерации текста.
Например, выполнение 1000 итераций наиболее энергозатратной модели генерации изображений потребовало 11.49 kWh энергии, что соответствует 950 зарядам аккумулятора смартфона, т.е. одна генерация изображения по энергопотреблению соответствует примерно одной средней ежедневной зарядке смартфона (0.012 kWh). Потребление наиболее энергоэффективной модели генерации изображений составило 1.35 kWh на 1000 итераций, что в 8 раз лучше наименее эффективной модели. Тем не менее, эти показатели значительно выше, чем у других видов моделей, например 1000 итераций наиболее эффективной модели генерации текста потребляет 0.042 kWh, классификации изображений - 0.0068 kWh, классификации текста - 0.0023 kWh. ![]()
| ||
Обсуждение (264 +15) |
Тип: Тема для размышления |
| ||
· | 04.12 | Arch Linux перешёл на использование GitLab для отслеживания ошибок (70 +7) |
Разработчики дистрибутива Arch Linux объявили о завершении миграции системы отслеживания ошибок на платформу GitLab и включении на обслуживающем проект сервере GitLab поддержки запросов на слияние (merge request). Модернизация системы отслеживания ошибок стала следующим шагом после перевода инфраструктуры для разработки пакетов с Subversion на Git и GitLab.
Старый интерфейс отслеживания ошибок, основанный на платформе Flyspray, будет через какое-то время отключён, но доступ к старым записям планируют сохранить через размещение статической архивной копии сайта bugs.archlinux.org, в которой записи будут оставаться доступны по старым ссылкам. В сообщения об ошибках, разбиравшиеся в процессе миграции, добавлены финальные комментарии, указывающие на новый адрес обсуждения в GitLab. Кнопки уведомления о проблемах, присутствующие на страницах пакетов, перенаправлены на новую систему. Процесс разбора сообщений о проблемах останется прежним - первичный разбор сообщений осуществляют участники команды Bug Wranglers, после чего проблема перенаправляется для исправления соответствующим сопровождающим.
| ||
Обсуждение (70 +7) |
Тип: К сведению |
| ||
· | 03.12 | Выпуск GNU Mes 0.26, инструментария для самодостаточной сборки дистрибутивов (20 +12) |
Опубликован выпуск инструментария GNU Mes 0.26, обеспечивающего процесс бутстрэппинга (bootstrap) для GCC и позволяющего добиться замкнутого цикла пересборки из исходных текстов.
Инструментарий решает задачу верифицированной начальной сборки компилятора в дистрибутивах, разрывая цепочку цикличной пересборки (для сборки компилятора требуются исполняемые файлы уже собранного компилятора, а бинарные сборки компилятора являются потенциальным источником скрытых закладок, что не позволяет полностью гарантировать целостность сборок из эталонных исходных текстов).
В GNU Mes предлагается самодостаточный (self-hosting) интерпретатор для языка Scheme, написанный на языке Си, и простейший компилятор для языка Си (MesCC), написанный на языке Scheme. Оба компонента взаимособираемы. Scheme-интерпретатор даёт возможность собрать Си-компилятор MesCC, который затем позволяет собрать урезанную версию компилятора TinyCC (tcc), возможностей которого уже достаточно для сборки GCC. Интерпретатор языка Scheme очень компактный, занимает около 5000 строк кода на простейшем подмножестве языка Си и может быть преобразован в исполняемый файл с использованием универсального транслятора M2-Planet или простейшего Си-компилятора, собранного с использованием самособираемого ассемблера hex0, не требующего внешних зависимостей. При этом интерпретатор включает полноценный сборщик мусора и предоставляет библиотеку загружаемых модулей. Проект также развивает Си-библиотеку Mes C, которой достаточно для сборки glibc 2.2.5, binutils 2.20.1 и gcc 2.95.3, необходимых для развёртывания дистрибутива Guix для платформ i686-linux, x86_64-linux, armhf-linux и aarch64-linux, используя только исходные тексты (Full Source Bootstrap). В новом выпуске добавлена поддержка модулей, полностью совместимых с Guile, и предоставлена возможности запуска Gash и Gash-Utils. Осуществлён переход с assert на использование исключений. Добавлена поддержка регулярных выражений. Реализованы девять новых модулей (ftw, i18n, receive, regex, io ports, bytevectors, srfi-2, srfi-11 и srfi-37). Добавлено 46 новых функций, среди которых chdir, clone-port, closedir, concatenate, drop, environ, execle, mkdir, opendir, partition, pipe, readdir, reduce, rmdir, seek, span, sleep, umask, uname и utimes. В следующих выпусках ожидается поддержка бутстрэппинга NixOS только из исходных текстов, возможность бутстрэппинга gcc 4.6.4, а также поддержка полной сборки всей системы из исходных текстов в Linux-окружениях на базе архитектур armhf и riscv64.
| ||
Обсуждение (20 +12) |
Тип: Программы |
| ||
· | 03.12 | Выпуск отладчика GDB 14 (60 +17) |
Представлен релиз отладчика GDB 14.1 (первый выпуск серии 14.x, ветка 14.0 использовалась для разработки). GDB поддерживает отладку на уровне исходных текстов для широкого спектра языков программирования (Ada, C, C++, D, Fortran, Go, Objective-C, Modula-2, Pascal, Rust и т.д.) на различных аппаратных (i386, amd64, ARM, Power, Sparc, RISC-V и т.д.) и программных платформах (GNU/Linux, *BSD, Unix, Windows, macOS).
Ключевые улучшения:
| ||
Обсуждение (60 +17) |
Тип: Программы |
| ||
· | 03.12 | Опубликована мультимедийная библиотека LDL, оптимизированная для маломощных систем (134 +28) |
Доступен первый выпуск мультимедийной библиотеки LDL (Little DirectMedia Layer), разработанной с расчётом на возможность работы на устаревшем оборудовании. Библиотека предоставляет простой кроссплатформенный API для работы с 2D-графикой, управления окнами и событиями ОС, пригодный для разработки простых игр и мультимедийных приложений. На практике библиотека уже используется при разработке альтернативного открытого игрового движка для игры Arcanum. Код проекта написан на языке С++ 98 и распространяется под лицензией BSL 1.0 (Boost Software License).
Автор уделяет большое внимание оптимизации библиотеки для устаревших платформ и созданию единого переносимого С++ API, который можно использовать в различных операционных системах (дополнительно предоставляется API для программ на языке Си). В текущем виде поддерживается работа в Linux (Debian 3+) и Windows (Windows 95+). Доступна поддержка рендеринга на GPU с использованием OpenGL 1.2 и OpenGL 3.0, а также программного рендеринга силами CPU. Метод отрисовки может меняться динамически во время работы приложения. В Linux поддерживается XLib, но в разработке находится и поддержка протокола Wayland. Предоставляются функции для работы со звуком. Поддерживается загрузка различных форматов изображений (bmp, png, tga, jpg). В будущем планируется добавить поддержку отрисовки при помощи Direct3D 9/10/11, потоковое воспроизведение звука, вывод текста с использованием библиотеки Freetype, API для работы с потоками и сетью. В планах также портирование на платформы Android, iOS и macOS. ![]() ![]()
| ||
· | 03.12 | Выпуск Coreboot 4.22 (53 +15) |
Доступен релиз проекта CoreBoot 4.22, в рамках которого разрабатывается свободная альтернатива проприетарным прошивкам и BIOS. Код проекта распространяется под лицензией GPLv2. В создании новой версии приняло участие 135 разработчиков, которые подготовили 977 изменений. Отмечается, что начиная со следующего выпуска проект перейдёт на новую схему наименования версий, использующую привязку к дате (год.месяц.обновление), например, в феврале 2024 года вместо версии 4.23 будет сформирован выпуск 24.02.00.
Основные изменения:
| ||
Обсуждение (53 +15) |
Тип: Программы |
| ||
· | 02.12 | Выпуск дистрибутива 4MLinux 44.0 (34 +5) |
Представлен выпуск 4MLinux 44.0, минималистичного пользовательского дистрибутива, не являющегося ответвлением от других проектов и использующего графическое окружение на базе JWM. 4MLinux может использоваться не только в качестве Live-окружения для воспроизведения мультимедийных файлов и решения пользовательских задач, но и в роли системы для восстановления после сбоев и платформы для запуска серверов LAMP (Linux, Apache, MariaDB и PHP). Для загрузки подготовлены три live-образа (x86_64) с графическим окружением (1.3 ГБ), подборкой программ для серверных систем (1.3 ГБ) и урезанным окружением (14 МБ).
В новой версии:
![]()
| ||
Обсуждение (34 +5) |
Тип: Программы |
| ||
· | 02.12 | Google опубликовал обновление операционной системы Fuchsia 14 (151 +16) |
Компания Google опубликовала выпуск операционной системы Fuchsia 14, на базе которого сформированы предварительные обновления прошивок для фоторамок Google Nest Hub и Nest Hub Max. ОС Fuchsia развивается компанией Google c 2016 года с учётом недостатков в области масштабирования и обеспечения безопасности, имеющихся в платформе Android.
Основные изменения в Fuchsia 14:
Fuchsia базируется на микроядре Zircon, основанном на наработках проекта LK, расширенного для применения на различных классах устройств, включая смартфоны и персональные компьютеры. Zircon расширяет LK поддержкой процессов и разделяемых библиотек, уровнем пользователя, системой обработки объектов и моделью обеспечения безопасности на основе capability. Драйверы реализуются в виде работающих в пространстве пользователя динамических библиотек, загружаемых процессом devhost и управляемых менеджером устройств (devmg, Device Manager). Для Fuchsia подготовлен собственный графический интерфейс, написанный на языке Dart с использованием фреймворка Flutter. Проектом также развиваются фреймворк для построения интерфейсов пользователя Peridot, пакетный менеджер Fargo, стандартная библиотека libc, система рендеринга Escher, Vulkan-драйвер Magma, композитный менеджер Scenic, файловые системы MinFS, MemFS, ThinFS (FAT на языке Go) и Blobfs, а также менеджер разделов FVM. Для разработки приложений предоставляется поддержка языков C/C++, Dart, в системных компонентах также допускается использование Rust, в сетевом стеке Go, а в системе сборки языка Python. В процессе загрузки используется системный менеджер, включающий appmgr для создания начального программного окружения, sysmgr для формирования загрузочного окружения и basemgr для настройки пользовательского окружения и организации входа в систему. Для обеспечения безопасности предлагается продвинутая система sandbox-изоляции, в которой новые процессы не имеют доступа к объектам ядра, не могут выделять память и не могут запускать код, а для доступа к ресурсам применяется система пространств имён, определяющая доступные полномочия. Платформа предоставляет фреймворк для создания компонентов, представляющих собой программы, запускаемые в своём sandbox, которые могут взаимодействовать с другими компонентами через IPC.
| ||
Обсуждение (151 +16) |
Тип: Программы |
| ||
· | 02.12 | Доступна интегрированная среда разработки Apache NetBeans 20 (50 +13) |
Представлен выпуск интегрированной среды разработки Apache NetBeans 20, которая предоставляет поддержку языков программирования Java SE, Java EE, PHP, C/C++, JavaScript, Rust и Groovy. Готовые сборки сформированы для Linux (snap, flatpak), Windows и macOS.
Среди предложенных изменений:
![]()
| ||
Обсуждение (50 +13) |
Тип: Программы |
| ||
· | 02.12 | Выпуск свободной стратегической игры Warzone 2100 4.4.2 (48 +15) |
Опубликован релиз стратегической (RTS) игры Warzone 2100 4.4.2, сформированный для стабилизации ветки 4.4. Игра изначально разработана компанией Pumpkin Studios и выпущена на рынок в 1999 году. В 2004 году исходные тексты были открыты под лицензией GPLv2 и развитие игры продолжилось силами сообщества. Поддерживается как одиночная игра против ботов, так и проведение сетевых игр. Пакеты подготовлены для Ubuntu, Windows и macOS.
Ветка 4.4 отличается двумя новыми режимами рендера грунта: классический (оригинальный стиль из первых версий) и высококачественный (текстуры грунта с нормалями). Cильно улучшен рендер теней, обновлены модели и увеличена производительность. Для мультиплеера добавлены "быстрые сообщения" и меню выбора командной стратегии. По просьбам сообщества изменён баланс многопользовательской игры. ![]()
| ||
· | 01.12 | LogoFAIL - атака на UEFI-прошивки через подстановку вредоносных логотипов (229 +25) |
Исследователи из компании Binarly выявили серию уязвимостей в коде разбора изображений, используемом в UEFI-прошивках различных производителей. Уязвимости позволяют добиться выполнения своего кода во время загрузки через размещение специально оформленного изображения в разделе ESP (EFI System Partition) или в не заверенной цифровой подписью части обновления прошивки. Предложенный метод атаки может использоваться для обхода механизма верифицированной загрузки UEFI Secure Boot и аппаратных механизмов защиты, таких как Intel Boot Guard, AMD Hardware-Validated Boot и ARM TrustZone Secure Boot.
Проблема вызвана тем, что прошивки позволяют выводить указанные пользователем логотипы и используют для этого библиотеки разбора изображений, выполняемые на уровне прошивки без сброса привилегий. Отмечается, что современные прошивки включают код для разбора форматов BMP, GIF, JPEG, PCX и TGA, в котором присутствуют уязвимости, приводящие к переполнению буфера во время разбора некорректных данных. Уязвимости выявлены в прошивках, поставляемых различными поставщиками оборудования (Intel, Acer, Lenovo) и производителями прошивок (AMI, Insyde, Phoenix). Так как проблемный код присутствует в эталонных компонентах, предоставляемых независимыми поставщиками прошивок и используемых в качестве основы для создания своих прошивок различными производителями оборудования, уязвимости не специфичны для конкретных поставщиков и затрагивают всю экосистему. Подробности о выявленных уязвимостях обещают раскрыть 6 декабря на конференции Black Hat Europe 2023. В презентации на конференции также будет продемонстрирован эксплоит, позволяющий выполнить свой код с правами прошивки на системах с архитектурой x86 и ARM. Изначально уязвимости были выявлены в ходе анализа прошивок Lenovo, построенных на базе платформ от Insyde, AMI и Phoenix, но в качестве потенциально уязвимых также упоминаются прошивки от Intel и Acer.
| ||
Обсуждение (229 +25) |
Тип: Проблемы безопасности |
| ||
· | 01.12 | Обновление Repixture 3.11.0, игры на движке Minetest (48 +7) |
Вышла новая версия Repixture 3.11.0, намеренно упрощённой игры на выживание в песочнице, построенной на движке Minetest. Основными элементами игры являются сельское хозяйство, животные и монстры, деревни и жители, достижения. Игра использует свою оригинальную систему крафта. Код проекта написан на Lua и распространяется под лицензией LGPL-2.1.
В новой версии добавлен API rp_music, выполнена замена некоторых музыкальных треков, обновлён перевод на русский язык. Кроме того, в разработке находится новый API мобов, который должен заменить Mobs Redo. На данный момент реализованы такие функции как разведение, звуки, анимация и др. Разработка API ведётся в отдельной ветке "mobs_new2". ![]() ![]() ![]()
| ||
· | 01.12 | Выпуск мобильной платформы /e/OS 1.17, развиваемой создателем Mandrake Linux (57 +9) |
Представлен выпуск мобильной платформы /e/OS 1.17, нацеленной на сохранение конфиденциальности пользовательских данных. Платформа основана Гаэлем Дювалем (Gaël Duval), создателем дистрибутива Mandrake Linux. Проект предоставляет прошивки для многих популярных моделей смартфонов, а также под брендами Murena One, Murena Fairphone 3+/4 и Murena Teracube 2e предлагает редакции смартфонов OnePlus One, Fairphone 3+/4 и Teracube 2e с предустановленной прошивкой /e/OS. Всего официально поддерживается 246 смартфонов.
Прошивка /e/OS развивается как ответвление от платформы Android (используются наработки LineageOS), избавленное от привязки к сервисам и инфраструктуре Google, что позволяет с одной стороны сохранить совместимость с Android-приложениями и упростить поддержку оборудования, а с другой стороны блокировать передачу телеметрии на серверы Google и обеспечить высокий уровень конфиденциальности. Блокируется и неявная отправка информации, например, обращение к серверам Google при проверке доступности сети, резолвинге DNS и определении точного времени. Для взаимодействия с сервисами Google предустановлен пакет microG, который позволяет обойтись без установки проприетарных компонентов и предлагает вместо сервисов Google независимые аналоги. Например, для определения местоположения по Wi-Fi и базовым станциям (без GPS) задействована прослойка на основе Mozilla Location Service. Вместо поисковой системы Google предлагается собственный метапоисковый сервис на основе форка движка Searx, обеспечивающий анонимность отправляемых запросов. Для синхронизации точного времени вместо Google NTP используется NTP Pool Project, а вместо DNS-серверов Google (8.8.8.8) - DNS-серверы текущего провайдера. В web-браузере по умолчанию включён блокировщик рекламы и скриптов для отслеживания перемещений. Для синхронизации файлов и данных приложений разработан собственный сервис, который может работать c инфраструктурой на базе NextCloud. Серверные компоненты основаны на открытом ПО и доступны для установки на подконтрольных пользователю системах. Интерфейс пользователя существенно переработан и включает собственное окружение для запуска приложений BlissLauncher, улучшенную систему уведомлений, новый экран блокировки и иное стилевое оформление. В BlissLauncher задействован специально разработанный для проекта набор автоматически масштабируемых пиктограмм и подборка виджетов (например, виджет для показа прогноза погоды). Проектом также развивается собственный менеджер аутентификации, позволяющий использовать для всех сервисов единую учётную запись (user@murena.io), регистрируемую в процессе первой установки. Учётную запись можно использовать для получения доступа к своему окружению через Web или на других устройствах. В облаке Murena Cloud бесплатно предоставляется 1ГБ для хранения своих данных, синхронизации приложений и резервных копий. По умолчанию в состав входят такие приложения, как почтовый клиент (K9-mail), web-браузер (Bromite, ответвление от Chromium), программа для работы с камерой (OpenCamera), программа для отправки мгновенных сообщений (qksms), система для ведения заметок (nextcloud-notes), PDF-просмотрщик (PdfViewer), планировщик (opentasks), программа для работы с картами (Magic Earth), галерея фотографий (gallery3d), файловый менеджер (DocumentsUI). ![]() ![]() ![]() Основные изменения в /e/OS 1.17:
| ||
Обсуждение (57 +9) |
Тип: Программы |
| ||
· | 01.12 | Доступен дистрибутив Proxmox Backup Server 3.1 (28 +15) |
Компания Proxmox, известная разработкой продуктов Proxmox Virtual Environment и Proxmox Mail Gateway, опубликовала выпуск дистрибутива Proxmox Backup Server 3.1, который преподносится как готовое решение для резервного копирования и восстановления виртуальных окружений, контейнеров и начинки серверов. Установочный ISO-образ доступен для свободной загрузки. Специфичные для дистрибутива компоненты открыты под лицензией AGPLv3. Для установки обновлений доступен как платный репозиторий Enterprise, так и два бесплатных репозитория, которые отличаются уровнем стабилизации обновлений.
Системная часть дистрибутива базируется на пакетной базе Debian и OpenZFS. Программный стек для управления резервным копированием написан на языке Rust и поддерживает инкрементальные бэкапы (на сервер передаются только изменившиеся данные), дедупликацию (при наличии дубликатов хранится только одна копия), сжатие (используется ZSTD) и шифрование резервных копий. Система спроектирована на базе клиент-серверной архитектуры - Proxmox Backup Server может использоваться как для работы с локальными резервными копиями, так и в качестве централизованного сервера для резервного копирования данных с разных хостов. Предоставляются режимы быстрого выборочного восстановления и синхронизации данных между серверами. Proxmox Backup Server поддерживает интеграцию с платформой Proxmox VE для резервного копирования виртуальных машин и контейнеров. Управление резервными копиями и восстановление данных осуществляется через web-интерфейс. Имеется возможность разграничения доступа пользователей к своим данным. Весь передаваемый трафик от клиентов к серверу шифруется с использованием AES-256 в режиме GCM, а сами резервные копии передаются уже зашифрованными при помощи асимметричного шифрования по отрытым ключам (шифрование производится на стороне клиента, и компрометация сервера с резервными копиями не приведёт к утечке данных). Целостность резервных копий контролируется при помощи хэшей SHA-256.
| ||
Обсуждение (28 +15) |
Тип: Программы |
| ||
· | 01.12 | Опубликованы видеоредакторы Flowblade 2.12 и Shotcut 23.11 (30 +6) |
Доступен релиз многотрековой системы нелинейного видеомонтажа Flowblade 2.12, позволяющей компоновать фильмы и видеоролики из набора отдельных видео, звуковых файлов и изображений. Редактор предоставляет средства для обрезки клипов с точностью до отдельных кадров, их обработки при помощи фильтров и многоуровневой компоновки изображений для встраивания в видео. Имеется возможность произвольного определения порядка применения инструментов и корректировки поведения шкалы времени.
Код проекта написан на языке Python и распространяется под лицензией GPLv3. Сборки подготовлены в формате Flatpak. Для организации редактирования видео применяется фреймворк MLT. Для обработки различных форматов видео, звука и изображений применяется библиотека FFmpeg. Интерфейс построен с использованием PyGTK. Для математических вычислений задействована библиотека NumPy. Для обработки изображений применяется PIL. Возможно использование плагинов с реализацией видео эффектов из коллекции Frei0r, а также звуковых плагинов LADSPA и фильтров изображений G'MIC. ![]() Среди изменений в новом выпуске:
Дополнительно можно отметить релиз видеоредактора Shotcut 23.11, который развивается автором проекта MLT и использует данный фреймворк для организации редактирования видео. Поддержка форматов видео и звука реализована через FFmpeg. Возможно использование плагинов с реализацией видео и аудио эффектов, совместимых с Frei0r и LADSPA. Из особенностей Shotcut можно отметить возможность многотрекового редактирования с компоновкой видео из фрагментов в различных исходных форматах, без необходимости их предварительного импортирования или перекодирования. Имеются встроенные средства для создания скринкастов, обработки изображения с web-камеры и приёма потокового видео. Для построения интерфейса применяется библиотека Qt. Код написан на C++ и распространяется под лицензией GPLv3. Готовые сборки доступны для Linux (AppImage, flatpak и snap), macOS и Windows. ![]() В новой версии:
| ||
Обсуждение (30 +6) |
Тип: Программы |
| ||
<< Предыдущая страница (позже) | ||
Следующая страница (раньше) >> |
Закладки на сайте Проследить за страницей |
Created 1996-2023 by Maxim Chirkov Добавить, Поддержать, Вебмастеру |