The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

Релиз Mesa 23.3, свободной реализации OpenGL и Vulkan

30.11.2023 21:50

Опубликован релиз свободной реализации API OpenGL и Vulkan - Mesa 23.3.0. Первый выпуск ветки Mesa 23.3.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 23.3.1.

В Mesa 23.3 доступна поддержка графического API Vulkan 1.3 в драйверах anv для GPU Intel, radv для GPU AMD, tu для GPU Qualcomm, в программном растеризаторе lavapipe (lvp) и в режиме эмулятора (vn). Поддержка Vulkan 1.1 реализована в драйвере NVK (NVIDIA), а Vulkan 1.0 в v3dv (GPU Broadcom VideoCore VI из Raspberry Pi 4).

В Mesa также обеспечивается полная поддержка OpenGL 4.6 для драйверов i965, iris (Intel), radeonsi (AMD), zink, llvmpipe, virgl (виртуальный GPU Virgil3D для QEMU/KVM), freedreno (Qualcomm Adreno) и d3d12 (прослойка для организации работы OpenGL поверх DirectX 12). Поддержка OpenGL 4.5 доступна для GPU AMD (r600) и NVIDIA (nvc0).

Основные новшества:

  • Добавлен экспериментальный драйвер NVK для видеокарт NVIDIA, реализующий API Vulkan 1.1 и поддерживающий GPU NVIDIA на базе микроархитектуры Turing (TITAN RTX, GeForce RTX 2060/2070/2080, GeForce GTX 1660, Quadro RTX 3000-8000, Quadro T1000/T2000).
  • В состав принят новый бэкенд компилятора, используемый в драйвере NVK, написанный на языке Rust.
  • В OpenGL-драйвере Asahi для GPU Apple AGX (Apple M1 и M2), добавлена поддержка OpenGL ES 3.1 и реализованы OpenGL-расширения GL_ARB_compute_shader, GL_ARB_shader_atomic_counters, GL_ARB_shader_image_load_store, GL_ARB_shader_image_size, GL_ARB_shader_storage_buffer_object, GL_ARB_sample_shading, GL_OES_sample_variables, GL_OES_shader_multisample_interpolation и GL_OES_gpu_shader5.
  • В драйверы RadeonSI и RADV добавлена поддержка GPU AMD GFX11.5 (RDNA 3.5), используемых в APU AMD Ryzen 8000.
  • В OpenGL драйвере V3D и Vulkan-драйвере V3DV добавлена начальная поддержка подсистемы Broadcom VideoCore 7.1, используемой в платах Raspberry Pi 5.
  • В драйвере d3d12, предоставляющем прослойку для организации работы OpenGL поверх DirectX 12, реализована поддержка OpenGL 4.6.
  • В драйвер ANV (Intel) добавлена поддержка Vulkan-расширения VK_EXT_pipeline_robustness.
  • В драйвер RADV (AMD) добавлена поддержка Vulkan-расширений VK_KHR_maintenance5 и VK_KHR_cooperative_matrix (для GFX11+).
  • Обеспечена работа EGL-расширения EGL_ANDROID_blob_cache при отключении кэширования на диске.


  1. Главная ссылка к новости (https://lists.freedesktop.org/...)
  2. OpenNews: В Mesa принят код NVK, открытого Vulkan-драйвера для видеокарт NVIDIA
  3. OpenNews: Релиз Mesa 23.1, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  4. OpenNews: Релиз Mesa 23.0, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  5. OpenNews: В NVK, открытом драйвере для видеокарт NVIDIA, обеспечена поддержка Vulkan 1.0
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/60210-mesa
Ключевые слова: mesa, opengl, vulkan
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (64) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, Аноним (1), 22:04, 30/11/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    Когда будет на стимдеке?
     
     
  • 2.2, Аноним (2), 22:18, 30/11/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    Откуда я должен это знать по-твоему?
     
     
  • 3.22, test (??), 07:26, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    После того как появится в Арче.
     
  • 2.4, yaanonim (?), 22:40, 30/11/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Это случится когда выйдет версия прошивки с поддержкой mesa 23.3.
     
  • 2.16, Аноним (16), 02:06, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    У вальве собственный форк вроде, неофициальный репозиторий которого живет тут: https://gitlab.com/evlaV/mesa/-/commits/steamos-23.9/?ref_type=heads
    Так что вероятно, актуальные для СтимДека вещи там уже присутствуют.
     
     
  • 3.34, Zenitur (ok), 12:22, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Спасибо за ссылку. А то у них на гитхабе - только старый форк Mesa для SteamOS 1. https://github.com/ValveSoftware/steamos_mesa
     
     
  • 4.50, Аноним (50), 21:20, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Там самое смешное, что автор этой репы - сотрудник Валв остро несогласный с политикой закрытия кода до "When its done" там в репе есть его веселые высеры где он призывает судиться со своим работодателем.
     

  • 1.3, Аноним (3), 22:24, 30/11/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    >В драйвере d3d12, предоставляющем прослойку для организации работы OpenGL поверх DirectX 12, реализована поддержка OpenGL 4.6.

    Но зачем?! Dx12 - это аналог Vulkan.

     
     
  • 2.8, Аноним (8), 23:09, 30/11/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    По этой же причине сегодня opengl over vulkan работает лучше легаси опенгл (а иногда это и вовсе единственный вариант).
     
     
  • 3.10, Аноним (10), 23:25, 30/11/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    Лучше бы наоборот сделали. Т.е. vulkan поверх opengl, а то на мою видеокарту забыли написать vulkan-драйвер
     
     
  • 4.13, Аноним (-), 00:28, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    Ты понимаешь, что если реализовать vulkan поверх opengl, то просадка производительности просто убьет всю суть переписывания?
     
  • 4.26, наоборот (?), 09:29, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Собрать стеклoтару на видяxу с вулканом не пробовал?
     
  • 2.9, Аноним (9), 23:16, 30/11/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    это майкрософт вроде пропихнули для wsl помойки
     
     
  • 3.40, Аноним (40), 13:52, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Но зачем? Все карты, поддерживающие dx12, на деле поддерживают и Vulkan.
     
     
  • 4.42, Аноним (42), 14:18, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Для Qualcomm Snapdragon есть виндо-драйвера с поддержкой Direct3D12, но нет с поддержкой Vulkan.
     
     
  • 5.46, Аноним (46), 15:57, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Для линя есть драйвера - значит портировать на винду можно в принципе.
     
  • 4.43, Аноним (43), 14:28, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Скорее всего в ядре Винды DirectX так и остался первичным интерфейсом. В пользу этой версии говорит и #42 выше.
     
     
  • 5.54, Аноним (54), 09:11, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Microsoft уже поигралась с OpenGL. Повторение истории им вряд ли нужно.
    В Apple тоже сделали выводы и создали свой API.
     
  • 4.64, анонимус (??), 14:38, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    конкретно это нужно для wslg: https://github.com/microsoft/wslg#opengl-accelerated-rendering-in-wslg
     

  • 1.6, Анонис (?), 22:47, 30/11/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –4 +/
    Любители wayland и systemd еще не закопали OpenGL?
     
     
  • 2.35, Zenitur (ok), 12:24, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    Им не до того - они сейчас заняты митингами в поддержку ущемлённых и угнетённых сами-знаете-кого. Уверен, что Мэтью Гаррет и Сара Шарп тоже принимают участие, а потому им сейчас не до восхваления Поттеринга и втаптывания в грязь репутации Торвальдса и Столлмана.
     
     
  • 3.44, аноннимусс (?), 15:44, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Ну у Торвальдса хоть есть репутация - факи нвидии показывал и яйки, чтобы например запилить раст в ядро, есть.
    А Столлмана, как идеолога кибер коммунизма, за покушение на частную собственность - нужно вообще гнать отовсюду куда можно дотянуться.
     
  • 2.37, Аноним (37), 13:16, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    OpenGL еще сам может кого хочешь закопать.
     
     
  • 3.56, Аноним (54), 09:52, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну расскажите, кто ещё не закопал OpenGL. Кроме гугла, который вынужден в андооиде легаси тянуть (да и то ему скорее лень).
     
     
  • 4.62, Ivan7 (ok), 12:26, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Как минимум OpenGL не закопали и закапывать не собираются разработчики GPU в лице NVIDIA, AMD, Intel и других, которые для мобильников GPU разрабатывают, т.к. у них это уже реализовано, да и для рекламы хорошо. Кроме того имеется куча софта, использующего OpenGL, который никто переписывать под Vulkan не собирается, тем более что Vulkan далеко не всё железо поддерживает. Да и для новых проектов, которым хватает OpenGL, и ограничены ресурсы нет смысла заморачиваться с Vulkan, т.к. объём кода для реализации одной и той же функциональности при использовании Vulkan раза в 3 больше, чем при использовании OpenGL, поэтому для программистов Vulkan - ну такое себе, очень сомнительное "удовольствие". А если OpenGL когда и закопают, так будут реализации поверх Vulkan.
     
     
  • 5.63, Аноним (54), 13:47, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Разработчики драйверов обречены тянуть лямку совместимости до конца, тут вопросо... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 6.66, Ivan7 (ok), 16:02, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Речь про проекты вида «я у мамы создатель 3D-движков, но Vulkan для меня слишком СЛОЖНА»?

    Не обязательно 3D. Например, для отображения данных при работе с большими данными, в науке, финансах и т.п., где нужны шейдеры. Возможно, совместно с OpenCL, CUDA. И т.д. Vulkan всё усложняет, но практически ничего не даёт для подобного рода задач.

     
     
  • 7.67, Аноним (54), 16:41, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Для этого либо используют библиотеки, либо квалификация программиста достаточно высока, чтобы использовать API напрямую.
    Да и нет там никакой особой сложности, к тому же современный OpenGL тоже не так прост, это вам не через glBegin/glEnd снеговиков рисовать.
     
     
  • 8.68, Ivan7 (ok), 17:27, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Готовые библиотеки для отрисовки графики не дают той гибкости и производительнос... текст свёрнут, показать
     
  • 2.41, Аноним (43), 13:58, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    OpenGL "закапывает" создатель Vulkan и OpenGL.
     
  • 2.69, aaa (??), 19:37, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    закопали.
    у R300, R400 появился новый баг https://gitlab.freedesktop.org/mesa/mesa/-/issues/9918
    В меса пишут, что исправили. Ну, а я только вчера с ним столкнулся, когда у друга обновлял старый ноутбук, где его 4-летняя дочка мультики смотрела.
    C fedora24 все работало, а в 39 X уже не грузятся.
     

  • 1.12, Аноним (12), 23:43, 30/11/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –6 +/
    Я уже писал, что мне это все побоку, т.к. никто не хочет пилить нативные дрова под Wine - все хотят готовенький Vulcan 1.3. В итоге игры с поддержкой D3D11 нельзя запускать на железе с поддержкой этого самого D3D11. Ему подавай нулевое железо. А смысл тогда какой? Нулевое я могу с виндой 11й купить.
     
     
  • 2.14, Аноним (14), 01:28, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Да что, ...., ты такое несёшь?

    Вулкан 1.3 поддерживается на древних 1080 Ti и RX 4xx (а с RADV так вообще вплоть до GCN1).

    А «нативные дрова под wine» — это реверсить и переписывать dx11 с вечными попытками балансировать между позорной производительностью и постоянно рассыпающимся на частных случаях рендерингом — да нафиг оно надо? Спасибо, хватит, накушались уже с Gallium Nine. Пока оно доделывалось и шлифовалось, M$ три версии DX успели выпустить.

    Vulkan — лучшее, что случилось с видеокартами за последние десять лет.


    Впрочем, если у тебя Intel ­вместо видеокарты — сочувствую.

     
     
  • 3.15, Аноним (54), 01:53, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    > Вулкан 1.3 поддерживается на древних 1080 Ti и RX 4xx

    Вот примерно такое в линуксе представление о «старом железе», да.

     
     
  • 4.18, commiethebeastie (ok), 02:10, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –4 +/
    Вендузятники: у меня RTX 4090, я стронк машин лёрнер!

    Линуксоиды: всего-лишь 96 ускорителей и 100 гбит. Модель в peermem не помещается 😿️ :(

     
     
  • 5.19, Денис Попов (?), 03:00, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Примите мои соболезнования
     
  • 5.20, Аноним (20), 03:25, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –3 +/
    А ты хорош как клоун)
     
  • 4.21, iPony129412 (?), 06:31, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Так речь про игры само собой.
    Линукс это не изменит.
     
  • 4.25, анон (?), 09:17, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > Вот примерно такое в линуксе представление о «старом железе», да.

    Дата релиза 1080 ti — 10 марта 2017.
    Уже 6 лет прошло.
    По вашему это не старое железо?

     
     
  • 5.32, penetrator (?), 11:44, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    нет, не старое, вполне актуальное, все зависит от того для чего тебе видеокарта
     
  • 5.49, Ivan7 (ok), 16:54, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    По-моему, это железо, которое ещё лет 5 как минимум будет актуально (если не играть в игрули, как маленький ребёнок, разумеется). Для работы оно вообще огонь! У меня GTX 1070, и меня в ней всё устраивает. Драйвера для неё постоянно обновляются, в результате чего она поддерживает все последние версии Vulkan и OpenGL. Программирую, включая OpenGL 4.6 и шейдеры. Приятная производительная тихая карточка, выполняющая свою работу на 100%.
     
     
  • 6.57, Аноним (54), 10:12, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Хотелось бы, однако, заметить, что последняя версия OpenGL (4.6) — как раз ровесница этой карты.
     
     
  • 7.59, Ivan7 (ok), 11:51, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    К сожалению, на развитие OpenGL забили. Несмотря на это, новые возможности добавляются через расширения. Хотя и возможностей OpenGL 4.6 хватает с головой для подавляющего большинства рабочих задач.
     
  • 5.52, Аноним (52), 23:29, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Учитывая кастрацию шин у видеокарт 1080 ti еще лет 8-10 будет актуальна пока сер... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 6.53, Аноним (54), 06:27, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Скачок в жоре памяти был на висте и десятке когда та стала жрать часто вдвое больше в играх. И на деле 8 гигов в 10-ке значит 4 гигабайта нужны в семерке, восьмерке.

    Бред уровня overclockers.ru.

     
     
  • 7.61, Аноним (54), 12:23, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Впрочем, перечитал — всё остальное тоже бред.
     
  • 6.60, Ivan7 (ok), 12:04, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Если на твёрдотельный конденсатор не было высокой нагрузки, и не было сильного нагрева, то он может проработать очень долго. Да, деградация всё равно есть. Вопрос только в том, с какой скоростью она происходит. Срок жизни зависит не только от нагрузки на видеокарту, но и от качества блока питания - какие у блока питания пульсации и скачки напряжения на выходе.
     
  • 4.27, AleksK (ok), 09:42, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –3 +/
    gtx 1080 релизнулась в мае 2016 года, rx470 в августе 2016 года. Это по твоему не старое  железо? Это древняя рухлядь которую давно пора на помойку.
     
     
  • 5.38, Аноним (54), 13:17, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    У нас сейчас не рубеж 2000-х, когда двухлетняя видеокарта действительно отправлялась на помойку. На этом старье в половину новых игр запросто играть можно (а мне, может, новые и не нужны).
     
     
  • 6.39, Zenitur (ok), 13:45, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вот кстати да. 2000 год: GeForce 2 MX - самая быстрая видеокарта (после GeForce 2 GTS и Ti). 2001 год: GeForce 2 MX - самая медленная видеокарта (уже появились GeForce 3 Ti и GeForce 4 Ti). Было такое, да.
     
     
  • 7.45, Аноним (54), 15:50, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Да скорость ладно. Постоянно новые технологии появлялись. С каждым обновлением шейдерной модели старую видеокарту хотелось (а иногда и приходилось) отправлять в чулан. А за последнее время что? Опциональные лучи добавили?
     
     
  • 8.70, Аноним (8), 18:02, 05/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    За последние 10 лет много чего, за последние 5 лет производительность, количеств... текст свёрнут, показать
     
  • 3.29, наоборот (?), 09:47, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +6 +/
    > Впрочем, если у тебя Intel ­вместо видеокарты — сочувствую.

    Сижу на Intel A770, смотрю стрим в 4К AV1 c граф. ускорением, расплакался от твоих сочуствий.

     
     
  • 4.55, Аноним (54), 09:32, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это прямо победа! Встройки для этого точно было недостаточно.
     
     
  • 5.58, криво (?), 10:56, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Уже два-три года достаточно, что интел, что амд. Встройки мощные щас.
     
     
  • 6.71, Аноним (8), 18:03, 05/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ты не в себе, втроенный асик не имеет никакого отношения к "мощности".
     

  • 1.17, commiethebeastie (ok), 02:07, 01/12/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    >freedreno

    Кстати каким он образом на Андроиде без DRI работает? Чуваки через него dxvk и wined3d гоняют.

     
     
  • 2.36, anonymmm (?), 12:50, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    в андроиде собственный графический стек и дрова свои
     
     
  • 3.47, commiethebeastie (ok), 16:06, 01/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    К андроиду каким-то образом прикручивают freedreno, чтобы играть в windows игры через x86 эмулятор.
    Даже реверс-инженеринговый драйвер на голову выше проприентарной поделки от кваккома.
     
     
  • 4.65, анонимус (??), 14:43, 02/12/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    емнип гуголь использовал freedreno в пикселях для мейнланового ядра
     

  • 1.23, mos87 (ok), 08:51, 01/12/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    чёт в основных ничего нужного.

    Может точечных оптимизаций завезли. Чтоб моя 6700ХТ тянула всякие X-Plane 12 порезвее в 4К.

     
  • 1.24, mos87 (ok), 08:53, 01/12/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –2 +/
    Игорей нет и не будет, для тех что есть производительности и так давно за глаза.

    Ну за исключением таких нишевых штук вроде X-Plane. Или технодемок типа Q2RTX

     
  • 1.33, Аноним (33), 12:10, 01/12/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    intel arc все равно нормально не работает побывал на fedore и ubuntu
     
  • 1.51, Аноним (51), 21:26, 01/12/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Опять "Упс сломали"?
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру