> Никто не хочет лезть в код иксов и разбираться, что и как. Никто не хочет тратить туеву тучу времени на создание чего-то похожего на directx.Угу, но это естественно. Одна из задач X'ов -- абстрагировать прикладную программу от особенностей архитектуры. Если ты лезешь в X'ы писать часть своей программы, ты лишаешься этой абстракции, и вот уже ты пишешь код, держа в голове десяток разных платформ. Кроме того, ты сталкиваешься с необходимостью расширать протокол X'ов, а это... Ну, я не заглядывал в принятые для этого процессы, но что-то мне подсказывает, что лучше и не заглядывать.
> Надежда лишь на то, что рано или поздно всем это надоест и напишут другой сервер за вменяемый срок в 1-2 года.
Хаха. Загляни в википедию и посмотри на историю X'ов. Они до плюс-минус современного состояния (то есть до X11R6) развивались ~15 лет. "Современность" этого состояния, впрочем, под вопросом, потому что затем ещё впиливали, как минимум, композитинг и модульность, которые вряд ли можно считать несущественными изменениями.
Уже исходя из этого можно заключить, что даже пять лет на написание чего-то типа X -- это безудержно оптимистичный прогноз. А если мы посмотрим на Wayland, то оценку можно уточнить и положить сразу лет 10. То есть, может быть, если к вопросу подойти "собором", то есть нанять двух-трёх специалистов, которые будут писать спецификации, и несколько десятков кодеров, которые будут писать код по спецификациям по 40 часов в неделю, то может и удастся уложиться в 5 лет, но я всё равно сомневаюсь в этом.
Такие вещи не пишутся за два года, на них нужно сразу класть 10 лет, и если число не пугает, то можно пытаться уточнить его. Если пугает, то сразу проходить мимо. То есть, твоим надеждам не суждено сбыться ввиду их абсолютной нереалистичности.